О компании Новости Услуги Объекты Продукция

Кабельные системы обогрева / Антиобледенительные системы / K.C.Help / Статьи по приборам учета

Продукция
Поверка водосчетчиков - "За" и "Против".

Одной из таких проблем является периодическая поверка счетчика, которую его владелец обязан провести по окончании межповерочного интервала (МПИ). Для большинства приборов этот интервал составляет 4-5 лет. После этого жилец, установивший в квартире не менее двух водосчетчиков – для горячей о холодной воды, узнает, что их нужно поверить в метрологическом центре. И для этого нужно:

  • подать заявку в ДЭЗ (ЖЭК, сервисную организацию) на демонтаж счетчика;

  • подать заявку в водоснабжающее предприятие для снятия показаний счетчика перед поверкой;

  • допустить в квартиру инспектора водоснабжающего предприятия для снятия показаний счетчика перед поверкой и слесаря ДЭЗа (сервисной организации) для демонтажа счетчика;

  • отвезти счетчик в метрологический центр, сдать в поверку, оформить и оплатить счет за поверку;

  • через одну-две недели получить счетчик из поверки. Причем, не факт, что прибор пройдет поверку с положительным результатом и тогда придется покупать новый или ремонтировать старый, если это будет возможно;

  • подать заявку в ДЭЗ на монтаж счетчика после поверки;

  • подать заявку в водоснабжающее предприятие для снятия показаний счетчика после поверки.

При этом все работы с ДЭЗом, ЖЭКом, сервисной организацией, метрологическим центром проводятся на платной основе и только в рабочее время. Стоимость поверки водосчетчика в метрологическом центре вне зависимости от результатов поверки сопоставима со стоимостью нового прибора. В целом затраты на организацию и проведение поверки в любом случае будут значительно больше, чем стоимость новых счетчиков.

Но какова вероятность, что водосчетчик действительно поверят по всем правилам? В соответствии с Законом “Об обеспечении единства измерений” проведение государственной поверки средств измерений возложено на региональные Центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Они же должны вести учет результатов поверок. Однако в реальности эти работы или не ведутся или их результаты не доводятся до широкой общественности. Региональные ЦСМ получают доходы от поверки и заинтересованы в увеличении объемов этих работ. Поэтому распространение любой информации о ненужности проведения поверки метрологическим центрам крайне невыгодно.

После осознания размеров предполагаемых затрат времени и денег большинство граждан стремится всячечки избежать поверки водосчетчиков. Получается, что выгоднее приобрести и установить новые. Однако водоснабжающие предприятия, ДЭЗы, ЖЭКи и метрологические центры в большинстве своем не информируют население о возможных затратах, так как финансово заинтересованы в проведении поверок.

Нежелание сервисных организаций и метрологических центров терять существенные поступления денежных средств от поверки привели к появлению нового вида услуг – поверки водосчетчиков на месте эксплуатации (в квартире) без их демонтажа. Для этого создано специальное устройство, нашедшее применение только в России и не имеющее мировых аналогов – малогабаритная переносная поверочная установка.

По заявке владельца прибора представитель метрологического центра проводит поверку на месте эксплуатации при помощи установки, представляющей собой кейс весом 10-15 кг. Непосредственно на кухне или в ванной поверитель подключает вход установки к крану, выход установки направляет в раковину. При этом сверяются показания счетчика и поверочной установки и в случае их совпадения, то есть положительного результата поверки, счетчик пломбируется.

Стоимость поверки в этом случае составляет примерно 50% от цены нового прибора. При кажущейся эффективности этого способа нужно отметить его существенные недостатки. До 70% водосчетчиков после окончания межповерочного интервала не проходят поверку. В этом случае нужно отремонтировать прибор (если это вообще возможно), вновь провести послеремонтную поверку, то есть пройти весь путь, указанный выше при проведении поверки в метрологическом центре.

Кроме того, счетчик, проработавший 4-5 лет, даже прошедший поверку, вряд ли сохранит свои характеристики до окончания следующего МПИ. Очень велика вероятность его выхода из строя в самое ближайшее время, после чего потребуется покупка нового прибора. Таким образом, можно сделать вывод, что бездемонтажная поверка квартирных водосчетчиков на месте эксплуатации также в подавляющем большинстве случаев не выгодна потребителям услуг, но выгодна метрологическим центрам.

По мнению экспертов, поверку всех водосчетчиков можно вообще не осуществлять, достаточно выборочного контроля над качеством работы этих приборов. Поверка подразумевает только лишь определение соответствия или несоответствия водосчетчика приписанным ему характеристикам. К сожалению, около 60% сданных в поверку квартирных водосчетчиков признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации.

В чем причина сложившейся ситуации? Почему водосчетчики в основной массе не проходят поверку? Водоснабжающие организации в конфликтных ситуациях жалуются на низкое качество приборов, изготовители приборов – на низкое качество водопроводной воды. И те, и другие оказываются правы. Но, кроме вышеуказанных, существует еще целый ряд причин, из-за которых возникают проблемы. В целом по месту их происхождения можно разделить на следующие группы:

Производство приборов. При подготовке производства изготовитель разрабатывает прибор, выпускает опытную партию, проводит испытания для целей утверждения типа, получает сертификат на прибор, лицензию на право производства. Изделия опытной партии хорошо подготовлены к испытаниям, и весь процесс заканчивается успешным получением лицензии. При организации серийного производства для снижения отпускных цен изготовители в ряде случаев начинают использовать более дешевое сырье и комплектующие изделия без входного контроля их качества, в результате качество приборов серийного производства в худшую сторону отличается от качества приборов опытной партии.

Кроме того, в свободной продаже можно встретить контрафактные водосчетчики с маркировкой известных мировых производителей, со стоимостью значительно меньше стоимости легальной продукции.

Транспортировка, хранение и сбыт. Транспортировка автотранспортом, хранение в неотапливаемых складах, продажа на открытых рынках в зимнее время при температуре – 20–30°С приводит к растрескиванию пластмассовых элементов приборов и искажению их показаний (отрицательное воздействие температурных перепадов на показания приборов действительно существует и используется отдельными владельцами квартир, которые перед монтажом прибора поочередно несколько раз помещают его на несколько часов в морозильную камеру холодильника и на горячую батарею отопления).

Эксплуатация приборов. Вода в системах водоснабжения далеко не всегда соответствует утвержденным нормативам на водопроводную воду. Несоответствие рабочей жидкости нормам стандарта приводит к ускоренному износу приборов. Получается, что водосчетчики, предназначенные в соответствии с требованиями своей нормативной документации для измерения объема питьевой воды по ГОСТ, используются для измерения некой субстанции, которая питьевой водой в большинстве случаев не является.

В системах домового водоснабжения, как правило, отсутствуют устройства регулирования давления. В ночное время при отсутствии водоразбора счетчик воды подвергается воздействию повышенного давления, в утренние и вечерние часы давление резко падает из-за роста потребления воды. Это циклическое воздействие перепадов давления также ведет к ускоренному износу (существование таких перепадов подтверждается тем простым фактом, что течи во внутридомовых сантехнических соединениях возникают, как правило, в ночное время).

Изменить процентное соотношение приборов, признаваемых при поверке годными и негодными можно только в том случае, когда будут приняты меры по устранению вышеуказанных причин на всех этапах – от производства до эксплуатации, как в техническом, так и в организационном плане. Только применение комплексных мер может привести к коренному изменению сложившейся ситуации.

Органы Ростехрегулирования РФ обязаны корректировать межповерочные интервалы приборов. В случае с водосчетчиками – корректировать межповерочный интервал в сторону уменьшения для тех типов приборов, которые имеют худшие результаты при поверке. И, таким образом, постепенно снижать на них спрос, удалять их с рынка, освобождая место для более качественной продукции.

При этом массовый охват поверкой всех 100% существующего парка приборов необязателен. Документ Ростехрегулирования позволяет по разработанной методике проводить выборочную поверку однотипных приборов, на основании результатов которой делать выводы о необходимости корректировки межповерочных интервалов всего парка приборов указанного типа.

Таким образом, в сложившейся ситуации замена водосчетчиков на новые после завершения межповерочного интервала для населения выгоднее, чем поверка; обязательные поверки для корректировки межповерочного интервала приборов достаточно проводить в ограниченном объеме территориальными органами Ростехрегулирования РФ (Центрами стандартизации и метрологии).

Консультант по сервисному обслуживанию
тел.284-33-55





   © ЗАО Кей Си Групп. Все права защищены Rambler's Top100 E-mail: | Контакты | Карта сайта   
    Изготовление сайта Студия «Савер»