Аварийный комиссариат: за или против? [17.01.2011]
Институт саморегулирования в строительной отрасли развивается уже более двух лет. Существенным его отличием от других способов регулирования является использование механизмов имущественной ответственности в целях повышения качества и безопасности строительства.
И уже сейчас пришло время, когда саморегулируемым организациям и их членам приходится рублем отвечать за свою работу. Основная проблематика на сегодняшний день связана с вопросами предупреждения и разрешения аварийных ситуаций в строительной отрасли. Об этом речь пойдет ниже.
Аварийные ситуации в строительстве приводят к причинению убытков заказчику соответствующих работ, а также в подавляющем большинстве случаев влекут причинение вреда третьим лицам. Согласно Градостроительному кодексу, в мероприятиях, связанных с возмещением вреда, могут участвовать строительная компания, страховая компания, саморегулируемая организация, государство и орган экспертизы. В процессе расследования анализируются действия заказчика и эксплуатирующей организации, строительной компании и производителя материалов, проектных и изыскательских организаций.
При этом очевидно, что и все участники в равной степени заинтересованы в максимально полном и достоверном установлении обстоятельств соответствующих аварий. Также оба этих субъекта заинтересованы и в установлении наличия или отсутствия причинно-следственных связей между фактом выполнения работ членом саморегулируемой организации и наступившими неблагоприятными последствиями.
Как показывает практика рассмотрения споров по поводу возмещения вреда, причиненного в связи с возникновением аварийных ситуаций, для указанных выше целей очень важно своевременно провести фиксацию следов аварии. Необходимо на месте установить и зафиксировать все обстоятельства, которые будут потом иметь значение для установления в суде всей картины происшествия. Очевидно, что эту работу должны выполнять профессионалы – технические специалисты, эксперты.
Таким образом, по нашему мнению, весьма своевременной мерой представляется создание при саморегулируемых организациях аварийных комиссариатов – специализированных структур, призванных обеспечить выполнение указанных выше задач, а также оказывать организационно-методическое и правовое содействие членам саморегулируемой организации при возникновении аварийных ситуаций, связанных с выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Основной функцией аварийного комиссариата является проведение мероприятий, направленных на фиксацию обстоятельств, связанных с аварией. В качестве таких сведений, подлежащих фиксации, может рассматриваться:
– информация о причинах аварии;
– сведения о размере причиненного вреда и о факторах, его определивших;
– информация о лицах, жизни, здоровью и имуществу которых был причинен вред вследствие аварийной ситуации;
– информация о лицах, с действиями (бездействием) которых может быть связана аварийная ситуация.
Наряду с указанной функцией важным является взаимодействие аварийного комиссариата с самими членами саморегулируемой организации, с деятельностью которых может быть тем или иным образом связано возникновение аварийной ситуации. Функции аварийного комиссариата предполагают привлечение к его работе специалистов и экспертов, обладающих специальными знаниями, применимыми в расследовании и урегулировании аварийной ситуации. При этом речь идет не только о техническом содействии.
Во многих случаях саморегулируемые организации в качестве дополнительной меры обеспечения имущественной ответственности своих членов устанавливают требования о страховании членами саморегулируемой организации ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как правило, страховые компании располагают собственными службами, в функции которых входит изучение и оценка аварийной ситуации. В этой сфере аварийный комиссариат, привлекаемый саморегулируемой организацией, будет призван обеспечивать взаимодействие с представителями страховой компании по вопросам расследования аварийной ситуации, при этом представляя интересы члена саморегулируемой организации, с действиями которого может быть связано возникновение аварийной ситуации, так и интересы лиц, которым был причинен вред вследствие аварийной ситуации.
Третьей важной функцией аварийного комиссариата является методическое содействие членам саморегулируемой организации в сборе и правильном оформлении необходимых материалов и документов, связанных с расследованием и урегулированием аварийных ситуаций. Это позволило бы существенно сократить временные и трудовые затраты члена саморегулируемой организации на формальности, связанные с оформлением необходимых документов, а также способствовало бы скорейшему и эффективному ее урегулированию.
На сегодняшний день согласно статьи 62 Градостроительного кодекса РФ, в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение десяти дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение.
При этом неурегулированными остаются такие немаловажные вопросы, как:
а) разграничение компетенций в данной сфере федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти;
б) наличие единых правил проведения процедур расследования, стандартов оформления составляемых при расследовании документов.
В заключение хотелось бы отметить, что деятельность аварийного комиссариата хоть и представляет собой новое явление в сфере отношений, связанных с саморегулированием, но большинство методик его работы уже существует. Здесь, безусловно, можно опираться на довольно обширный опыт страховых компаний, прибегавших при расследовании страховых случаев к помощи аварийного комиссариата, опыт экспертных учреждений, проводивших исследования, связанные с установлением обстоятельств различных аварийных ситуаций.
Вернуться к списку новостей»